ИДЕЯ СОБРАНИЯ

В качестве основной идеи собрания предлагается рассмотреть монеты, наиболее важные для истории античного мира от первого дня их появления. Обязательным критерием отбора монеты является то, что каждый экземпляр собрания должен представлять собой целую эпоху. Подобные монеты выпускались в рамках единой типологии в течение продолжительного времени, нередко столетиями. Многие из них упоминаются античными авторами в дошедших до нашего времени произведениях. Каждая такая «монета-эпоха» представляет собой отдельную тематическую нишу для коллекционирования  и существуют великолепные собрания, посвященные, например, только электровым статерам г. Кизика, либо только монетам с именем Александра Великого и т.п. В приведенной далее дорожной карте собрания будут обозначены лишь вехи, степень углубления в каждую из ниш зависит исключительно от предпочтений коллекционера.

Такой подход к формированию собрания определяет и его примерные временные рамки ок. 650 – 63 гг. до н.э. Верхний предел этого периода связан с окончанием Митридатовых войн и знаменует собой прекращение выпуска одного из самых ярких носителей звания «монета-эпоха» - золотых статеров от имени Лисимаха. В позднейшей истории монетного дела еще будут встречаться типы монет, достойные этого звания, но не существует другого подобного периода времени, настолько богатого подобного рода монетами.

Первая монета в истории была изготовлена из электра – белого золота, и металл монеты является следующим критерием выбора достойных пополнить собрание экземпляров. Строго придерживаясь критерия подбора только лучших экземпляров для собрания, мы считаем, что золотая монета – это наилучший выбор, и для такого утверждения есть ряд объективных причин.

Коллаж электровые монеты, гекты, статер, гемигекта
 

О золоте и золотых монетах

Человек ценил золото с древнейших времён. Наиболее ранние находки украшений, изготовленных из этого драгоценного металла, датированы учеными V тысячелетием до н.э. (ок. 4500-4650 гг. до н.э., происходят из региона современной Болгарии). Вне сомнений, ценность золота для древнего человека определялась в значительной (если не в решающей) степени его качеством «металла цвета Солнца», а его сакральная роль в повсеместно распространенном культе Солнечного Божества определяла востребованность золота. В течение тысячелетий золото выступало лишь в качестве дорогостоящего товара – так велик был спрос на сакральные и статусные предметы из этого металла, а деньгами были иные эквиваленты стоимости, прежде всего скот, а позднее, рубленное серебро и серебро в слитках. Золотые / электровые слитки эпохи Бронзового века (до XII в. до н.э.) очень редки и невозможно определено установить их качество товара, либо денег.  В качестве денег, золото, а точнее его природный сплав с серебром – электр, вступает в историю человечества, как мы можем предполагать, с эпохи фригийского царя Мидаса и лидийского царя Гигеса (первая половина VII в. до н.э.). Легендарное богатство этих царей обеспечивалось ресурсом исключительно обильного месторождения электра из коренного месторождения в горах Тмола. Множество рек и ручьев, среди которых особенно знамениты Герм и Пактол, уносили драгоценный металл в форме песка, который затем добывали на территории древних Лидийского и Фригийского царств. Как мы можем предполагать, первые золотые / электровые деньги были, подобно серебру, в форме слитков и драгоценные металлы разменивались между собой в соотношении 10 единиц серебра за единицу электра.

Появление монеты – это феномен, тесно связанный со спецификой учета стоимости электра, содержание чистого золота в котором могло варьироваться в широких пределах. Время рождения монеты современными учеными устанавливается в диапазоне 650-625 гг. до н.э. От своего первого дня в истории человечества, именно золотая монета, является отражением не только экономической, но и политической истории, а также истории культуры и искусств. Изображения на древнейших монетах имеют самую тесную связь с религиозными представлениями и культом обожествляемой царской власти выпустивших их народов. Их стиль часто является эталонным в рамках традиций изобразительного искусства, присущих конкретным месту и времени, где монета была чеканена.

Наиболее значимые военные действия и завоевательные походы рассматриваемой эпохи непременно сопровождались обильной чеканкой золотой монеты, необходимой для финансирования армии. Так, в описываемых Ксенофонтом событиях около 401 г. до н.э. указывается уже ставшей традицией обычная плата рядового наёмника в войске 1 золотой дарик в месяц, которую платил Кир Младший - наниматель войска в Персидском государстве, либо 1 кизикин в месяц, когда нанимателями войска были греческие властители.

«Осел, груженный золотом, возьмет любую крепость» - эти слова история приписывает македонскому царю Филиппу II (359-336 гг. до н.э.), а поход его сына, Александра III Великого, изменивший мировой порядок, всколыхнул огромные запасы золота, массовый передел которого в монету не имеет аналогов в истории вплоть до периода новейшего времени. Последний эпизод массовой чеканки монет рассматриваемого периода связан с митридатовыми войнами 89-63 гг. до н.э. и завершает историю монет, каждая из которых без преувеличения может сама быть названа «монетой-эпохой».

Многие монеты этого периода времени выпускались в течение столетий практически неизменными типами, многие имеют собственные имена, под которыми они описаны в древних источниках. Значимость каждого подобного экземпляра для истории невозможно переоценить…

Три золотых статера Филиппа Александра Лисимаха
 

О коллекционировании золотых античных монет

Ключевое свойство высокопробного золота – его инертность и устойчивость к разного рода химическим воздействиям со стороны внешней среды. По этой причине, именно золотые монеты имеют самые высокие шансы пройти сквозь тысячелетия, сохранив свой облик в неизменном виде со дня их изъятия из денежного обращения. Высокая степень сохранности отбираемых для коллекции монет является обязательным условием грамотного формирования собрания, и именно золотые монеты способны наилучшим образом соответствовать этому требованию, как по причине исключительных химических свойств металла, так и в силу экономической значимости золота. Золото является неизменным средством накопления богатств и зачастую очень значительные средства в форме золотой монеты переходили в состояние сокровищ, не принимая участия в денежном обращении, буквально прямо с наковальни. Известно достаточно примеров обнаружения крупных кладов золотых монет, отчеканенных одной парой штемпелей. Монеты из подобных комплексов имеют высочайшую степень сохранности и всегда желанны для коллекционеров.  

Интенсивное развитие металлодетекторного поиска значительно изменило условия коллекционирования античных монет. На антикварный рынок попали большие объемы электровых и золотых монет, которые полностью изменили представления о редкости многих типов. В практической же области, большое количество доступного «материала» обусловило огромную «ценовую пропасть» между рядовыми монетами и монетами в высокой степени сохранности. Теме не менее, эта ситуация сделала вполне реальной возможность создания коллекции, подобной рассматриваемой на страницах этого сайта.

Озвученная идея собрания золотых античных монет, каждая из которых знаменует собой эпоху, изначально предполагает относительную доступность коллекции в целом, поскольку объем чеканки подобных монет был колоссальным. При этом, для самых массовых выпусков выбирались наиболее значимые в идеологическом и культурном смысле изображения, что делает коллекцию исключительно презентабельной.

 

О добыче Александра Македонского в Сузах (Диодор Сицилийский, «Историческая библиотека», книга VII, LXVI):

Александр, овладев городом и всеми царскими сокровищами, нашёл там больше 40 тысяч талантов золота и серебра в слитках. Персидские цари с давних пор хранили в неприкосновенности этот запас на случай, если судьба переменится. Кроме того, оказалось еще 9 тысяч талантов чеканной монетой — дариками.

Таким образом, количество золотых монет, дариков, захваченных Александром в Сузах можно оценить величиной около 28 млн. штук.

Коллаж электровые гекты Митилены

Качество монет в коллекции

Эстетическая привлекательность монеты обуславливает высокий спрос на неё в среде коллекционеров. Поэтому уровень монет, подбираемых для коллекции, должен соответствовать этому критерию, что кроме максимально возможной инвестиционной стабильности, гарантирует их обладателю удовольствие от «общения» с предметами, которые пронесли через тысячелетия свой первозданный облик, а значит, и всю полноту ценной информации об историческом контексте, в котором монета была чеканена.

Несколько важных критериев оценки монеты приведены ниже. Не стоит пренебрегать значимостью каждого из них, их позитивное сочетание в выбираемой в коллекцию монете гарантирует владельцу удовольствие от обладания эталонным предметом, а в случае необходимости продажи монеты в будущем является залогом её ликвидности на рынке.

Очень распространена практика предложений к покупке монет, которые не отвечают одному, либо сразу нескольким из приведенных критериев, по цене эталонных предметов. В качестве ориентира, продавцы дают ссылки на аукционные проходы эталонных монет в надежде, что покупатель не обнаружит подвох. Знание критериев оценки качества монеты необходимо покупателю, стоимость эталонных монет и рядового материала может отличаться не просто в разы, но и десятки, а то и сотни раз.

 

Стиль.

Изображение на античной монете в большинстве случаев тесно связано с каким-либо традиционным образом, который, как мы можем предполагать, будучи воплощенным в скульптуре служил образцом для мастера изготовителя штемпелей. По этой причине эталонный стиль изображений монеты тем более является ценным для нас, поскольку даёт возможность соприкосновения с лучшими шедеврами античного мира.

Степень сохранности.

Коллекционер сам определяет уровень качества монет, которые допускаются в собрание. Объективно есть экземпляры, которые чрезвычайно редки и дороги в высокой степени сохранности и в таких случаях стоит идти на определённый компромисс, но в целом, в рамках предлагаемой идеи собрания, вполне реально добиться цели при уровне сохранности монет в собрании не ниже EF. Здесь стоит отметить, что вопреки распространенному мнению, риск приобрести поддельную монету в высокой степени сохранности значительно меньше, чем для изношенных экземпляров.

 

Технологические аспекты.

Пронзительная красота лучших экземпляров античных монет тем более вызывает восхищение и удивление, что они изготовлены с применением простейших технологий. По этой причине широко распространены дефекты монеты, которые она получила на каком-то этапе своего изготовления. Основные дефекты: дефекты заготовки – это неправильная форма монетной заготовки, разрыв монетного кружка и т.п.; дефекты штемпеля – это коррозия штемпеля, следы холостого соударения штемпелей и т.п.; дефекты технологии чекана – это неполный прочекан изображений штемпелей (непрочекан), многократный удар (наиболее часто двойной удар), плохая центровка изображений.

Таким образом, отлично изготовленная монета, лишенная технологических изъянов, сама по себе оказывается редкой, а в сочетании с отличной сохранностью и образцовым стилем представляет собой эталонный образец для собрания.

 
Электровая гекта, лев ворота Иштар
  • Facebook Social Icon

© 2017 Золотая Коллекция.