Монеты Византии, солид, гистаменон, султани, наградной, жалованый в четверть угорского, безант, bezant, Jerusalem bezant, solid, histamenon, hystamenon

 

Монеты Византийской Империи и сопредельных государств.

Пресечение императорской власти в западной части империи в 476 г. было своего рода «концом света» для современников. В упадке был не просто город Рим, но была поколеблена центральная идея Римской Империи, как единого Отечества для всех жителей мира. Были разорваны торговые и культурные связи на огромных, потерянных империей территориях. Губительные последствия упадка можно увидеть и в монетах этого времени. Непрерывная и обильная чеканка золота продолжается в восточной части империи со столицей в Константинополе, в современной исторической науке именуемой Византией. Раннесредневековые золотые монеты западной Европы представляют собой подражания поздней римской и византийской монете, стиль которых деградирует до совершенно примитивного, а чеканка становится эпизодической и со временем почти исчезает.

Золотые монеты Византии старшего номинала во всё время их выпуска почти до самого завоевания Константинополя османами изготавливались по норме солида около 4,54 грамм. В периоды кризисов качество металла значительно ухудшалось и монеты становились электровыми, но, в общем, византийская золотая монета надолго становится эталоном и примером для подражания как на Западе, так и на Востоке.

Солиды со ставшим каноническим изображением слегка повернутого бюста императора в доспехах с копьём и щитом в руках выпускались с перерывами более 300 лет (примерно с 351 по 685 годы). Полностью в соответствии с общей тенденцией к символизму, по всей видимости, усугубленной упадком, мы видим сильно упрощенное, повернутое строго в фас изображение императора Юстина II на солиде 567-578 гг. из нашей коллекции. Выполненный по тому же канону, что и портрет Феодосия II, аверс этого солида полностью лишен какого-либо намека на живой реализм античного портрета. По сути, перед нами уже икона императора и именно в этом направлении будет развиваться изобразительное искусство Византии, что ясно отображено на её монетах.

Представленный в нашей коллекции солид Ираклия 629-631 гг. является современником событий исключительной важности. Весной 629 года император въезжал в Константинополь после чрезвычайно трудного 7-и летнего похода в Азию, имея славу победителя персов, подобно Александру Великому. Но на фоне византийско-персидского противостояния, совершенно незамеченным прошло иное важнейшее событие мировой истории – рождение ислама и мусульманского государства в Медине (622 год). Благодаря первоначальной мягкой политике мусульман в отношении «людей книги» (иудеи и христиане) с одной стороны и тяжелому налоговому бремени и жестоким гонениям в отношении всякого религиозного инакомыслия в Византии и Персидской Империи, новая религия пророка Мухаммеда и власть мусульман не встречали сопротивления у местного населения захватываемых арабами территорий обеих империй. Военная сила Византии после тяжелейшей войны с персами была ослаблена, а империя Сасанидов была не в состоянии быстро восстановиться после разгрома для должного сопротивления завоевателям. В результате ислам получил возможность невероятно быстрого и широкого распространения. Еще при жизни императора Ираклия (умер 11 февраля 641 г.) мусульманами была захвачена Сирия, в 637 году Иерусалим и столица Сасанидов Ктесифон, в конце 639 г. было начато завоевание Египта и севера Африки…

Первые арабские золотые монеты подражают византийским солидам Ираклия лишь с искажением изображений креста. Около 695-697 года омейядским халифом Абд аль-Маликом была проведена реформа денежной системы халифата, в результате которой была начата чеканка золотого динара весом в 1 мискаль (4,26 грамм), обе стороны которого содержат только надписи.

Примером арабской монеты в нашей коллекции является подражание динару фатимидского халифа аль-Амира, чеканенное крестоносцами Иерусалимского Королевства (ранний выпуск до 1148-59 гг.).

Вплоть до середины XIII века единственными массовыми золотыми монетами были византийские и арабские, имевшие общее название «безанты», в то время как в Западной Европе господствовала мелкая биллоновая монета – денье. Повальная бедность населения Запада в сравнении с богатыми странами Востока стала одной из причин провозглашенного в 1095 году папой Урбаном II «Великого похода на Восток», позднее получившего название Первого Крестового. В 1099 году был взят Иерусалим и образовано одноименное латинское королевство, которое сразу же столкнулось с проблемой организации товаро-денежных отношений с местным населением, предпочитавшим в расчетах фатимидское золото, а не монеты франков. Выход из сложившейся ситуации был найден в чеканке подражаний золотым динарам фатимидов, которые выпускались в Акре. Возможно подобной, невиданной в Европе монетой, рассчитывался в 1192 г. за покупку еды слуга короля Англии Ричарда I Львиное Сердце по возвращении из Палестины, что в итоге раскрыло инкогнито короля и привело его к длительному плену…

Со временем царствования византийских императоров из Македонской династии (867-1056 гг.) связан период наивысшего расцвета византийской культуры, достигнутый во многом благодаря благожелательному отношению правителей к античному наследству.

Гистаменон номизма Константина VIII (1025-1028 гг.) из нашего собрания является прекрасным примером «македонского ренессанса» - изображение Иисуса Христа на аверсе этой монеты можно назвать эталонным образцом византийской иконописи.

Первое изображение Иисуса Христа на монетах, по всей видимости, стоит относить к 450 году. Христос появляется на реверсе солида Маркиана и благословляет его брак с Элией Пульхерией. На аверсе массовых выпусков солидов Юстиниана II впервые появляется погрудное изображение Христа (около 692-695 гг.). Иконография Иисуса, Девы Марии и христианских святых, окончательно сформировалась в X-XI вв.

На аверсе гистаменона Константина X (ок. 1068-1071 гг.) из нашей коллекции мы видим каноническое изображение сидящего на троне Христа, а на реверсе стоящей в полный рост Девы Марии. Лицевая сторона гиперпирона Андроника II и Андроника III (ок. 1325-1328 гг.) украшена погрудным изображением Богородицы Оранты внутри башенных стен, а на реверсе изображена фигура стоящего Иисуса в центре композиции, благословляющего обоих императоров по сторонам.

Последние две монеты интересны своей необычной формой чашечки, ставшей нормой для Византии со второй половины XI в. и обе изготовлены из сплава пониженного качества. Гиперпирон 1325-28 гг. содержит не более 50% золота и является примером последних золотых монет Византии, выпуск которых прекратился к 1353 году, а также свидетелем растянувшегося еще на столетие угасания Империи.

Константинополь был завоеван турками-османами в 1453 году и преобразован в столицу Османской империи – Стамбул, который после 1517 года стал центром исламского мира – халифата. Султани Сулеймана I Великолепного из нашей коллекции, датированный 1520 годом, является свидетелем наивысшего могущества и расцвета Османской Империи.

Идея «Третьего Рима», подобная идее «Священной Римской Империи», родилась после бракосочетания в 1472 году великого князя московского Ивана III и Софьи Палеолог, племянницы последнего византийского императора Константина XII. Герб Палеологов – двуглавый орёл – можно увидеть на аверсе наградного в четверть угорского 1654 года из нашей коллекции. Эта замечательная наградная монета выпущена в связи с вхождением в состав России Левобережной Украины и западно-русских уездов со Смоленском. Количество отчеканенных монет оценивается величиной более 70 000 экземпляров и это, несомненно, одна из самых крупных эмиссий золота в России допетровского времени. Золотые изготовлены по типично русской технологии проволочного чекана с использованием копеечного штемпеля реверса с титулом царя. Но лицевая сторона изготовлена специально для этого выпуска и впервые в истории русского монетного и медального дела содержит указание даты арабскими цифрами. В наградной системе Московского Царства золотой в четверть угорского соответствовал пожалованию сотенному командиру дворянского ополчения и стрелецких полков, поэтому награждение простых казаков войска Богдана Хмельницкого таким знаком свидетельствует об исключительно высокой оценке происходивших событий со стороны русского царя Алексея Михайловича. Тем не менее, большинство полученных наградных было использовано в Украине в качестве обычного платежного средства.

Иконография византийских монет оказала значительное влияние на западноевропейские, особенно итальянские монеты, некоторым из которых было суждено стать рекордсменами по продолжительности чеканки.