флорин, цехин, дукат, франк, нобль, Ангел, экю, фунт, гульден, gulden, florin, ducat, noble, angel, ecu, zechino, doppia, soverein

 

Монеты средневековой Европы и новейшего времени.

В 1204 году Константинополь был захвачен и разграблен, причем не дикими ордами варваров, не мусульманскими завоевателями, а братьями по христианской вере – участниками IV-го Крестового Похода. Решающую роль в этом деле сыграла Венецианская Республика, для которой было выгодно уничтожение торгового конкурента на восточных и причерноморских рынках. Сказочные богатства и святыни Константинополя, накопленные в городе со времен Константина Великого, были увезены на Запад. В результате экономический «центр тяжести» Европы сместился в Италию, а Византия уже не смогла восстановить свои силы и позднее погибла под натиском турок-османов.

В это время денежное обращение Западной Европы было организовано в рамках различных местных адаптаций основанной на серебре Каролингской системы. В этой системе 1 фунт серебра (либра, лира, ливр) состоял из 20 солидов (су, солей, сольдо, шиллингов), каждый по 12 денариев (денье, пенсов). В обращении находилась масса мелких серебряных денариев различного веса (в среднем около 1 грамма) и качества сплава, что было крайне неудобно для заключения крупных сделок и организации международной торговли.

Первыми по-настоящему массовыми золотыми монетами Европы фактически со времени падения Западной Римской Империи стали флорентийские флорины, впервые чеканенные в 1252 году. Эти монеты из чистого золота массой около 3,5 грамм (эквивалент флорентийской лиры) были предназначены для обслуживания крупных сделок одной из сильнейших экономик своего времени, включая операции флорентийских банкиров, которые кредитовали и европейских монархов, и папский престол. Одна сторона монеты несёт изображение цветка лилии (герб города), а другая - стоящей в полный рост фигуры св. Иоанна Крестителя в фас. Монета быстро стала универсальной и в нашей коллекции представлен флорин, чеканенный от имени Римского Папы во время «авиньонского плена» (ок. 1352-1378 гг.).

Такую же по весу и качеству золота монету – цехин – в 1284 году начали выпускать в Венеции. На одной стороне  изображался сюжет вознесения Христова, а на другой – коленопреклонённый дож, принимающий из рук св. Марка знамя. Иконография этих монет происходит от серебряных венецианских гроссо, прообразом которых в свою очередь являются византийские монеты, но изображения цехинов выгодно отличаются своей более реалистичной манерой исполнения. От последнего слова надписи на лицевой стороне «Sit tibi Christe datus, quem tu regis ducatus» («Тебе, Христос, посвящается управляемое тобой герцогство») произошло обиходное название «дукат», применяемое для европейских золотых монет, чеканенных по стандарту флорина и цехина вплоть до XX века. Венецианский дукат является рекордсменом по продолжительности чеканки – монета выпускалась с неизменными качеством и дизайном более 500 лет вплоть до ликвидации Республики в 1797 году. В нашей коллекции представлен цехин дожа Франческо Фоскари (1423-1457 гг.), трагической истории которого посвящена пьеса лорда Байрона "Двое Фоскари".

Флорины послужили образцом для немецких и венгерских золотых.

Гульдены (золотые) германских феодальных государств со временем отошли от стандарта флорина и вес, и проба сплава уменьшались, в том числе и с целью удобного размена с местной серебряной монетой, что в итоге завершилось в конце XV века внедрением крупной серебряной монеты – гульдинера (позднее талера). На одной стороне гульденов место флорентийской лилии заняли гербы эмитента монеты, а на другой сохранялось изображение св. Иоанна Крестителя, стилистика которого изменялась в соответствии с принятыми в это время канонами. В нашей коллекции представлен гульден маркграфов Бранденбурга Фридриха Ансбаха и Сигизмунда Кульмсбаха (1486-1495 гг.) с прекрасно выполненным в духе Ренессанса изображением св. Иоанна Крестителя.

Венгерские золотые, получившие измененное на местный лад название флорина – форинты, продолжали строго следовать стандарту своего прототипа. Со временем место св. Иоанна Крестителя занял особо почитаемый в Венгрии, причисленный к лику святых король Ласло I. Венгерское Королевство владело богатейшим в Европе месторождением золота в районе г. Кремница (Словакия), которое давало в среднем около 1000 кг золота в год в середине XIV века (примерно 50% мировой добычи золота и более 80% европейской в это время), около 313 кг в год во второй половине XV века и около 168 кг в год в первой половине XVI века. Такой ресурс драгоценного металла позволил венгерским дукатам стать универсальной монетой своего времени, хорошо известной на Руси, где название «угорский золотой» надолго закрепилось за  монетами стандарта дуката, а редкие русские наградные червонцы чеканились по весу кратному дукату, например, упоминавшийся ранее жалованный в четверть угорского 1654 года из нашей коллекции. Также в нашей коллекции есть чеканенный в Кремнице дукат Священной Римской Империи 1696 года, прекрасно выполненный в стиле барокко.

Золотые монеты по стандарту флорина чеканили во Франции и Англии первой половины XIV века – время активного сотрудничества монархов с флорентийскими банкирами. Но массовая чеканка золота этими странами происходила по собственному стандарту.

Первые французские «золотые денье» были отчеканены в 1266 году при короле Людовике IX Святом для финансирования 8-го Крестового Похода. Они несли на одной стороне изображение щита с лилиями, от чего произошло их название «экю» - щит. Эти монеты не получили широкого распространения ввиду их заниженной оценки относительно «турского ливра» - основной счетной денежной единицы того времени, представлявшей собой эквивалент ок. 81 грамма чистого серебра. Интересно, что Людовик IX заплатил за строительство великолепной церкви для хранения реликвий Сент-Шапель 40 тысяч ливров, а за главную реликвию – Терновый Венец Иисуса Христа – 135 тысяч ливров. Думаю, такое увлечение короля реликвиями совершенно понятно нумизматам, как никому другому.

Французские золотые монеты XIV века многократно меняли свой вес и оформление в соответствии с указами короля, но неизменно оставались эталоном готического стиля и до сих пор впечатляют своей красотой. В нашей коллекции представлены золотые «конный» и «пеший» франки короля Иоанна II и его сына и наследника Карла V. Эти монеты чеканены из чистого золота массой около 3,8-3,9 грамм и являются эквивалентом турского ливра. Свое название «франк» они, скорее всего, получили от соответствующего французского слова, имеющего значение «вольный, свободный», ведь их выпуск связан с обязательством французской короны заплатить выкуп англичанам за освобождение из плена короля Иоанна в размере 3 млн. золотых экю. Их чеканка была начата в соответствии с указом от 5 декабря 1360 года и это один из самых массовых выпусков средневекового французского золота. Классический экю с изображением щита с лилиями, представлен в нашей коллекции монетой 1-го выпуска короля Карла VII Победителя (чеканена в 1423 году). Эта монета современница ключевых событий Столетней Войны – времени деятельности Жанны Д’Арк.

Самой крупной средневековой, а заодно и самой массовой английской золотой монетой стал нобль. Эта монета, стоимостью 1/3 фунта стерлингов впервые была выпущена в 1344-1346 гг. из чистого золота весом 9 грамм. На лицевой стороне было размещено поясное изображение короля в фас с обнаженным мечем и щитом, стоящего на корабле. На оборотной: композиция из процветшего креста и геральдических знаков внутри круговой легенды на латинском языке, которая представляет собой цитату из Евангелия от Луки 4:30 – «но Он (Иисус), пройдя посреди них, удалился». Такое оформление монеты было принято Эдуардом III, скорее всего, для напоминания о важной морской победе над французами при Слейсе (1340 г.), которая в результате обеспечила англичанам превосходство на море и дала возможность увеличить экспорт шерсти в Европу через Фландрию. Эта цитата из Евангелия считалась оберегом в битве. Несмотря на полученное в сражении при Слейсе тяжелое ранение, король остался жив, а золотые нобли потом часто брали с собой воины в качестве охранного амулета.

Нобли – это классическая торговая монета, которую с удовольствием принимали к оплате на огромных территориях. Эти монеты высоко ценились и были известны на Руси под именем «корабельники». В зависимости от колебаний относительной стоимости золота и серебра как в Англии, так и в континентальной Европе с течением времени вес ноблей уменьшался и к середине XV столетия составлял около 7 грамм, что с учетом реформ денежных систем во Франции и Голландии обеспечило его удобный для торговли эквивалент двум парижским ливрам и двум голландским гульденам.

В нашей коллекции представлен образец последнего выпуска этих монет, так называемый «нобль с розой» - современник затяжного династического конфликта в Англии – войны Алой и Белой Роз, чеканенный после очередной инфляции фунта стерлингов в 1465-1469 гг. Теперь его стоимость составляла 1/2 фунта стерлингов, что оказалось неудобным. В итоге место нобля заняли монеты нового типа с традиционной стоимостью в 1/3 фунта стерлингов – Ангелы.

На лицевой стороне монеты изображен Архангел Михаил, копьем поражающий Дракона, на оборотной – корабль со щитом и крестом в круговой легенде «per crucem tuam salva nos Christe Redemptor» («Крестом твоим спаси нас Христос Избавитель»). В нашей коллекции представлена монета Генриха VII 1505-1509 гг.

Благодаря такой сильной духовной символике Ангелы применялись в ритуале исцеления больных золотухой (туберкулезная инфекция лимфатических узлов), когда король, как Божий Помазанник на Земле, подобно Иисусу Христу, исцелял наложением рук. Монета отдавалась страждущему в качестве милостыни лично от короля.

Стоимость Ангелов относительно серебра колебалась, и его цена около 1550 года также достигла величины в 1/2 фунта стерлингов. Ангелы в качестве полноценного платежного средства последний раз были выпущены во время правления Карла I (1625-1649 гг.), а золотые жетоны по его мотивам для проведения ритуала исцеления изготавливались вплоть до 1714 года.

Хорошо заметна разница в стиле изготовленного в 1460-х годах розенобля и Ангела, чеканенного на 40 лет позднее. Первая монета представляет собой образец готического стиля со статичным символическим изображением короля, в то время как вторая - образец реалистичного ренессансного изображения.

Вполне в духе эпохи Возрождения уже в XVI веке на аверсы монет возвращаются реалистичные портреты монархов, которые в XVII столетии становятся достаточно совершенными и часто имеют прямые ссылки к античным первоисточникам.

Прекрасным примером этому является чеканенная в 1618 году двойная доппиа герцога Пармы и Пьяченцы Рануччо I Фарнезе из нашей коллекции. Изображение герцога на аверсе выполнено в стиле античного, так называемого героического портрета с видом со спины. На оборотной стороне изображена волчица - прямая ссылка к римским традициям и престолу Римского Папы Павла III (Алессандро Фарнезе), выделившего герцогство из папских владений в пользу своего сына. Алессандро Фарнезе был ценителем античного искусства и в свою бытность кардиналом собрал значительную коллекцию предметов греко-римского периода, которая и сейчас носит его имя.

Эта крупная монета классического молоточного чекана изготовлена по норме испанского эскудо и представляет собой эквивалент двух пистолей из цикла романов Дюма о трех мушкетерах или двух дублонов со страниц «Острова Сокровищ» Стивенсона.

В течение XVII века происходит постепенный переход к изготовлению высококачественных монет с помощью винтового пресса или вальцверка и в целом совершенствуется технология монетного производства с уменьшением доли ручного труда и широким внедрением различного рода машин и механизмов.

События второй половины XVIII века (обретение независимости североамериканских британских колоний, Великая Французская Революция) привели к распространению идей «свободы, равенства, братства», аллегорические образы которых в виде античных божеств нашли широкое распространение на монетах XIX и XX вв. Таким образом, как бы замкнулся более чем 2000-летний виток исторической спирали.

В результате действий Наполеона в 1806 году прекратила своё существование Священная Римская Империя. Но идея надгосударственной и наднациональной общности находила своё воплощение в различного рода объединениях и союзах, например в Латинском монетном союзе на основе франка Жерминаль (введен 7 апреля 1795 г.). Общемировой валютой в течение XIX и XX вв. оставались и британские золотые соверены (эквивалент фунта стерлингов). В нашей коллекции представлены образцы таких универсальных монет крупных номиналов: британские 5 фунтов 1887 года и французские 100 франков 1912 года.